1) Мотивация. Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Решение задачи различными способами представляет большие возможности для совершенствования учебной деятельности и развития самого субъекта. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ; решая задачу несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого, экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания новых для данной ситуации. При этом накапливается определенный опыт применения знаний, что способствует развитию приемов логического поиска и в свою очередь развивает исследовательские способности учащегося. Учебная задача является средством достижения учебных целей. Существенными представляются с этой точки зрения не они сами, а усвоение определенного способа действия.
Особенность учебной задачи состоит в том, что она является неоднозначной, или неопределенной. Учащиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий. Это происходит в силу разных причин, из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений, в зависимости от мотивации субъекта.
Для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, вместе с тем решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Следовательно, для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.
Требования к учебной задаче:
1. "Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач”.
2. "При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных
3. "Учебные задачи должны, обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности”.
4. "Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения”.
Реализация этих требования предполагает применение задач на осознание учащимися свих действий - рефлексии. Они помогают учащимся обобщать свои действия по решению учебных задач.
Чтобы учащиеся осознанно выполняли и контролировали свои действия, решая учебные задачи, они должны иметь четкие представления о задаче, ее структуре, средствах решения. Такие сведения они должны получать в виде стройной системы ориентировки от учителя.
Учебная задача в контексте учебной деятельности существует в определении учебной ситуации. По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой для человека задачи. Вопросы типа "сколько”, "где” часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти, что человек уже знает, и ответ на него не требует специального рассуждения, решения.
С позиции субъекта деятельности в учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки).
Репродуктивность или продуктивность многих учебных действий определяется тем, осуществляются ли они: а) 1) по заданным учителем программам, критериям, способам и 2) уже ранее отработанным, шаблонизированным, стереотипизированным способом или б) по самостоятельно формируемым критериям, собственным программам, новыми способами, новым сочетанием средств. Учет продуктивности (репродуктивности) действий означает, что внутри самого учения как "целенаправленной активности” или тем более учения как ведущей деятельности может быть создана управляемая учителем программа разного соотношения продуктивности/репродуктивности учебных действий учеников.
В общей структуре учебной деятельности значительное место, отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Всякое действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль выполнения действия осуществляется механизмом обратной связи.
Учитель, осуществляя контроль, должен комментировать ошибки, допущенные в ходе решения задачи, давать пояснения о том, какие действия, операции должен был бы применить ученик, с тем, чтобы правильно решить задачу. При выполнении такого условия, ученик учится у педагога способам контроля решения задач, включает его в программу своих действий, т.е. формирует навыки самоконтроля. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который будет основой самоконтроля.
Контроль предполагает: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении и коррекции действия. Эти звенья и есть структура внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.
Стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала: первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать; вторая — стадия "полного самоконтроля”, на которой учащийся проверяет полноту репродукции усвоенного материала и правильность репродукции; третья характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам; и четвертая характеризуется отсутствием видимого самоконтроля, контроль осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
Контроль учителя должен содержать и эмоциональный компонент. Для формирования устойчивой системы внутренней учебной мотивации эмоциональная оценка должна быть исключительно в позитивных тонах. Ошибки, недочёты в решениях задач должны сопровождаться апелляцией к недостатку усилий, приложенных учащимся в процессе решения задачи, к уверенности учителя в том, что ученику под силу справиться с решением задачи, к наличию у него способностей и т.д.
5) оценка, переходящая в самооценку. Аналогично самоконтролю проходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности.