Пятница, 19.04.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт Индустринской ООШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Внешний контроль

Внешняя структура учебной деятельности

1) Мотива­ция. Мотивация как первый обязательный ком­понент учебной деятельности входит в структуру дея­тельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней ха­рактеристикой личности как субъекта этой деятель­ности.

2) Учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий. Ре­шение задачи различными способами представляет большие возможности для совершенствования учеб­ной деятельности и развития самого субъекта. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ; решая задачу несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого, экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов и приемов и создания новых для данной ситуации. При этом накапливается определенный опыт применения знаний, что способствует развитию приемов логичес­кого поиска и в свою очередь развивает исследова­тельские способности учащегося. Учебная задача яв­ляется средством достижения учебных целей. Существенными представляются с этой точки зрения не они сами, а усвоение определенного способа дейст­вия.

Особенность учебной задачи состоит в том, что она является неоднозначной, или неопределенной. Учащиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий. Это происходит в силу разных причин, из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений, в зависимости от мотивации субъекта.
Для достижения какой-либо цели требуется реше­ние не одной, а нескольких задач, вместе с тем реше­ние одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Следовательно, для дости­жения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей мес­то.

Требования к учебной задаче:

1. "Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач”.

2. "При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных

3. "Учебные задачи должны, обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности”.

4. "Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе реше­ния задач, выступали как прямой продукт обуче­ния”.

Реализация этих требования предполагает применение за­дач на осознание учащимися свих действий - реф­лексии. Они помогают учащимся обоб­щать свои действия по решению учебных задач.
Чтобы учащиеся осознанно выполняли и контро­лировали свои действия, решая учебные задачи, они должны иметь четкие представления о задаче, ее струк­туре, средствах решения. Такие сведения они долж­ны получать в виде стройной системы ориентировки от учителя.
Учебная задача в контексте учебной деятельности существует в определении учебной ситуации. По содержанию учебная ситуация может быть ней­тральной или проблемной. Проблемным может быть только вопрос, требующий интеллектуальной работы по решению новой для человека задачи. Вопросы типа "сколько”, "где” часто ориентируют только на вос­произведение того, что хранится в памяти, что чело­век уже знает, и ответ на него не требует специально­го рассуждения, решения.

3) учебные действия. С позиции субъекта деятельности в учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, програм­мирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооцен­ки).

Репродуктивность или продуктивность многих учеб­ных действий определяется тем, осуществляются ли они: а) 1) по заданным учителем программам, крите­риям, способам и 2) уже ранее отработанным, шаблонизированным, стереотипизированным способом или б) по самостоятельно формируемым критериям, со­бственным программам, новыми способами, новым со­четанием средств. Учет продуктивности (репродуктивности) действий означает, что внутри самого учения как "целенаправленной активности” или тем более учения как ведущей деятельности может быть создана управляемая учителем программа разного соотношения продуктивности/репродуктивности учебных действий учеников.

4) кон­троль, переходящий в самоконтроль. В общей структуре учебной деятельности значительное мес­то, отводит­ся действиям контроля (самокон­троля) и оценки (самооценки). Всякое действие становится про­извольным, регулируемым только при наличии кон­тролирования и оценивания в структуре деятельнос­ти. Контроль выполнения действия осуществляется механизмом обратной связи.

Учитель, осуществляя контроль, должен комментировать ошибки, допущенные в ходе решения задачи, давать пояснения о том, какие действия, операции должен был бы применить ученик, с тем, чтобы правильно решить задачу. При выполнении такого условия, ученик учится у педагога способам контроля решения задач, включает его в программу своих действий, т.е. формирует навыки самоконтроля. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фикса­цией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который будет основой самоконтроля.
Контроль предполагает: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального дейст­вия; 3) принятие решения о продолжении и коррек­ции действия. Эти звенья и есть структура внут­реннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией.
Стадии проявления самоконтроля применитель­но к усвоению материала: первая стадия характеризу­ется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать; вторая — стадия "полного самоконтроля”, на которой уча­щийся проверяет полноту репродукции усвоенного ма­териала и правильность репродукции; третья харак­теризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам; и четвертая характеризуется отсутствием видимого самоконтроля, контроль осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
Контроль учителя должен содержать и эмоциональный компонент. Для формирования устойчивой системы внутренней учебной мотивации эмоциональная оценка должна быть исключительно в позитивных тонах. Ошибки, недочёты в решениях задач должны сопровождаться апелляцией к недостатку усилий, приложенных учащимся в процессе решения задачи, к уверенности учителя в том, что ученику под силу справиться с решением задачи, к наличию у него способностей и т.д.

5) оценка, пере­ходящая в самооценку. Аналогично самоконтролю проходит и формирова­ние предметной самооценки в структуре деятельнос­ти.
Сетевичок
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наши координаты:
Московская область,
Коломенский городской округ, п.Индустрия, ул.Школьная, д.1

Контактный телефон: 8(496)617-31-21 
Электронный адрес школы: Schoolind@mail.ru
Официальный сайт школы: indschool.ucoz.ru